Нижний Иргинск взгляд из 1989 года

В НИЖНЕЙ ИРГЕ трудоспособного населения 735 человек, из них в совхозе «Нижиеиргинский» работает триста. Остальные на обувной фабрике, в лесничестве, деревообрабатывающем цехе и так далее. Короче говоря, там, где полегче и зарплата побольше. Никто за это людей не осуждает: они ищут, где лучше. Осудить хочется за то, что не находят возможности помочь совхозу в трудные дни. Пришла пора заготовки кормов, и механизаторы В. Посохни, М. Посохин, В. Максимов, А. Садовников оставили тракторы К-700, пересели на комбайн КСК-100. А им бы и на тракторах работы было под завязку: надо подкармливать луга, . ремонтировать дорогу. Но что поделаешь, если в совхозе на каждого механизатора по два, а то и по три трактора. Вот и кочуют трактористы с одного на другой. — Нам-то и надо в помощь всего десять человек, — говорит директор совхоза М. Якимов, — но ни одна организация не хочет их дать. Шефы из Свердловского СМУ-8 гражданской авиации и Уральский центр стандартизации и метрологии наотрез отказались командировать хотя бы по одному человеку. Года два-три назад сотнями ехали в деревню, теперь и десяток не заманишь. Администрации ссылаются на решения советов трудовых коллективов — они, мол, так решили. СМЕШНО, конечно, говорить, что в Нижней Ирге не смогли найти десять человек, но факт остается фактом. И спрашивается, что же это за совет трудового коллектива, который никак не может (или не хочет?) понять, насколько трудно сегодня деревне? Она разрывается между полем и лугом: засыхают, заросли сорняками зерновые, также сохнут овощи; колорадский жук, подобно саранче, пожирает картошку. А еще надо заготовлять корма, пасти скот, доить коров. Не за горами уборка урожая. И никто не снимал обязанности строить дома, благоустраивать фермы. И техники не хватает, а какая есть, ломается, запчастей днем с огнем не найдешь. Много ручной изнурительной работы, а людей мало. Как не обратиться к городу за помощью? И хорошо, если город понимает. А если становится в позу, кичится своей самостоятельностью, хозрасчетом, при заключении договоров диктует кабальные условия с одной лишь целью, чтобы деревня отказалась от помощи? В таких случаях, мне кажется, особая роль принадлежит партийным и советским органам. Только они могут разрешить вековечный спор, кто кому должен. В КРАСНОУФИМСКЕ так и делают. Городской и районный исполнительные комитете? Приняли специальное решение, в котором довели задание до каждого предприятия и учреждения города и района по заготовке кормов. Например, город Красноуфимск. должен заготовить 2000 тонн сена. Многие предприятия уже приступили к работе. Создана оперативная группа, которая будет контролировать работу предприятий и результаты ее раз в неделю, докладывать в горисполкоме, чтобы тут же принять меры к тем, кто не выполняет задание. Я пишу и отнюдь не радуюсь такой работе, которая во многом напоминает деятельность военного штаба», приказы, распоряжения, сбор сведений, новые приказы. Опять битва? Опять война? Когда же будем просто работать? Пусть и в сложных условиях, но просто работать? Хотелось бы увидеть человека, знающего ответ на этот вопрос. Ясно одно: при существующей системе в сельском хозяйстве, при его оснащенности техникой и рабочей силой, без помощи города не обойтись. А значит, не обойтись без штабов, приказов и распоряжений. Иначе заготовка кормов будет провалена. НА ПРЕДПРИЯТИЯ Красноуфимска горком и горисполком еще могут воздействовать, а на свердловские. — уже сложнее. Если быть до конца откровенным, местные власти несколько послабили эту работу, говорили директора совхозов на последнем заседании совете агрокомбината «Красноуфимский». Это, мол, хозяйственное дело, пусть совхозы и занимаются. Совхозы занимаются, но город отворачивается от деревни, предъявляет к ней десятки претензий из-за условий жизни командированных, организации и «оплаты труда. И хотя город бывает прев, но почему-то никто не задумывается, что других условий жизни в деревне просто нет. Ни разу не видел, чтобы горожане жили в. бараке, а рядом пустовало бы первоклассное общежитие. Деревня, как правило, отдает все лучшее, что у нее есть. Но горожане воротят нос и зачастую смотрят на деревенских пренебрежительно: вы — лапотники, говорят их глаза и поведение, а мы культурные люди. Если разобраться, город посылает в деревню отнюдь не лучших, а как раз тех, кому до настоящей культуры как пешком до Китая. КОНФЛИКТЫ не прекратятся, пока деревня сама не будет справляться со своей работой, то есть пока город не поможет ей подняться с колен На ноги. Выход один: идти друг другу на уступки, искать взаимные интересы, стараться понять друг друга.
В. ФИЛИПЦОВ,
соб. корр.«Уральского рабочего». Красноуфимский район.

14/07/1989

Запись опубликована в рубрике Нижний Иргинск. Добавьте в закладки постоянную ссылку.